МЕТОДЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В БИЗНЕСЕ

Воронежский Центр Тренинга

Теория систем изучает закономерности организации, структурирования, функционирования, поведения и существования любого объекта в качестве системы. Методологической основой построения теории систем стали такие универсальные научные принципы как:

 

  1. Целостность – это закон устойчиво-динамичного состояния системы при сохранении внешней формы и содержания в условиях взаимодействия с окружающей средой;
  2. Дискретность – это закон деления целого образования на элементарные частицы (элементы системы);
  3. Гармония – это закон формирования связей при обмене энергией, информацией и веществом между элементами системы и между целой системой и окружающей ее средой;
  4. Иерархия – это закон построения отношений между элементами целого образования (структура управления системой);

5.      Адекватность – это закон соотношения симметрии и диссиметрии в природе как степень соответствия описания реальной системы формальными методами.

Система – это целостное структурное образование, выделяемое исследователем из окружающей среды на основе единства функционирования множества взаимосвязанных объектов в качестве элементов, обладающих определенными свойствами, связями и отношениями.

К свойствам, которые характеризуют понятие "система", относятся:

 

  1. Наличие элементов, которые могут быть описаны атрибутами (свойствами самих элементов);
  2. Наличие разного вида связей между элементами, которые определяют степень их организации в целом (функциональные свойства);
  3. Наличие отношений между элементами, которыми определяются уровни иерархии в строении целого образования (свойство соотношения);
  4. Наличие цели существования системы, которая определяет целесообразность ее существования в окружающей среде (свойство самоуправления или управления).
  5. Наличие языка описания состояния и функционального поведения системы (свойство изоморфизма, многообразия средств описания).

Рисунок – Организация как система

 

В любой организации при выработке каждого конкретного решения есть люди, вырабатывающие это решение, и люди, это решение реализующие (исполнители). Первые образуют управляющую систему. Вторые – объект управления.

В деятельности практически любой организации можно выделить шесть функциональных областей, в которых заняты члены организации. Это:

- основная деятельность;

- маркетинг;

- финансы;

- управление персоналом;

- руководство (лидерство);

- информационное обеспечение.

Каждое решение, как правило, затрагивает отдельные стороны деятельности компании, т. е. те или иные функциональные области: производство, финансы, маркетинг и др. Если решение направлено, например, на совершенствование производства, то объектом управления будут люди, работающие в производственных подразделениях. В этом случае все остальные подразделения компании (все остальные функциональные области), образуют внутреннюю среду организации.

 

Этапы решения проблемных ситуаций

№ п/п

Наименование этапа

Результат выполнения этапа

1

Формирование целей

Система целей

2

Анализ системы и выявление проблем

Концептуальная модель системы

3

Описание проблем

Факт наличия проблем и их описание

4

Анализ проблем

Схема проблем и выводы об актуальности, важности и сложности проблем

5

Генерирование альтернатив

Концептуальные модели новой системы (средства) решения проблем

6

Выбор решения

Один из вариантов: оптимальный, лучший, приемлемый

7

Подготовка к изменениям

Обеспечение ресурсами участников изменений

8

Внесение изменений

Мероприятия по нейтрализации противников и поддержка сторонников изменений

9

Оценка эффективности решений

Определение степени успешности достижения цели

10

Корректировка решений

Внесение изменений в решения

 

Основные требования, предъявляемые к формулированию целей:

  1. Конкретность (предметная направленность, адресность и временная определенность);
  2. Точность и полнота;
  3. Отсутствие противоречий и согласованность;
  4. Достижимость;
  5. Гибкость.

 

Схема формирования проблемного поля включает в себя следующие этапы:

1.      Составление каталога проблемных ситуаций;

2.      Уточнение каталога проблемных ситуаций;

3.      Установление связей между проблемными ситуациями;

4.      Агрегирование проблемных ситуаций;

5.      Построение схемы проблемных ситуаций.

 

Список источников:

 

1. Ю. Лапыгин "Системное решение проблем" – М.: Эксмо, 2008.

2. М. Алексеева, С. Балан "Основы теории систем и системного анализа" – СПб.: Издательство СПбГИЭУ, 2002.

3. В. Анфилатов, А. Емельянов, А. Кукушкин "Системный анализ в управлении" – М.: Финансы и статистика, 2002.

4. В. Платов "Системный анализ в менеджменте" – М.: Издательство ВАВТ, 2005.

 

 

commentСвязаться с компанией comment